Статьи
Nautilus pompilius | Наутилус Помпилиус
Часто можно встретить оба слова, написанные с большой буквы (как кириллицей, так и латиницей). Также группу называют "Наутилусами" или ещё короче – "Нау".
Группа "Наутилус Помпилиус" была образована в конце 70-х годов в Свердловске Вячеславом Бутусовым и Дмитрием Умецким – студентами Свердловского архитектурного института (САИ).
В первый период своего существования группа выступала на танцах, исполняя преимущественно песни западных рок-групп. Попытки записать на плeнку собственный материал были предприняты в 1982 году, тогда было записано несколько песен, позднее вошедших в дебютный альбом "Наутилуса" "Переезд" (1983 год), созданный под заметным влиянием творчества "Led Zeppelin".
Первоначальный вариант названия группы – "Али-Баба и сорок разбойников", вариант "Наутилус" был предложен в 1983 году звукорежиссером группы Андреем Макаровым, а в 1985 по инициативе Ильи Кормильцева, с которым группа тогда уже начала сотрудничество, название было расширено до "Наутилус Помпилиус", чтобы избежать путаницы, поскольку в то время по стране насчитывалось несколько десятков групп с аналогичным названием, в том числе и московский "Наутилус" Евгения Маргулиса, незадолго до этого покинувшего "Машину Времени".
В сопроводительной записке ко второму альбому группы ("Невидимка"), выпущенному в том же 1985 году, факт обретения группой окончательного названия был зафиксирован следующим образом: "Группа названа в честь голожаберного моллюска, который от природы красив и обаятелен".
Альбом "Невидимка" обозначил заметное изменение стиля "Наутилуса", его переориентацию на нововолновую эстетику по примеру ленинградских рок-групп.
Всесоюзную известность "Наутилус" получил после выхода альбома "Разлука" в 1986 году. Тогда же группа нашла новый имидж, с которым у большинства ассоциируется "Нау" 80-х – псевдовоенная форма, грим и скупая, но выразительная пластика.
Блестящими выступлениями на Пленуме Союза Композиторов РСФСР и рок-фестивале в Новосибирске весной 1987 года "Наутилус" полностью опроверг мнение о периферийности свердловской рок-сцены, претендуя на то, чтобы стать одним из лидеров советского рока, наряду с ленинградскими командами "Аквариум", "Алиса", "Кино" и др.
Успех группы был подкреплен выступлениями на фестивалях "Литуаника" в Вильнюсе летом того же года, в подмосковном Подольске в сентябре и на декабрьской "Рок-Панораме" в Москве, после чего в стране началась "наутилусомания".
Своей популярностью группа была обязана прежде всего музыкальной выразительности, подчеркнутому мелодизму, порой, правда, граничащему со шлягерностью, профессионально написанным текстам Ильи Кормильцева (преимущественно злободневной социальной направленности, в перестроечный период наиболее востребованной публикой) и харизматической фигуре лидера группы Вячеслава Бутусова.
Пик популярности "Наутилуса" пришёлся на 1988 год. В этот период группа активно гастролировала по СССР, выезжала за границу (в Финляндию в конце года) после участия в съемках финского фильма о советском роке "Серп и гитара", выпустила на "Мелодии" свою первую пластинку "Князь тишины", в которую вошли переигранные хиты "Наутилуса" с двух предыдущих альбомов ("Последнее письмо", "Взгляд с экрана", "Скованные одной цепью", "Шар цвета хаки", "Казанова"), плюс несколько новых песен, которые до этого исполнялись на концертах, но в студии записаны не были, в том числе "Я хочу быть с тобой".
Бесконечные гастроли, коммерческий успех, столкновение с зарождающимся российским шоу-бизнесом неблагоприятно отражались на обстановке внутри группы, что приводило к постоянным разногласиям, ссорам и лихорадочной смене состава.
Пиком кризиса стал уход из "Наутилуса" одного из основателей группы Дмитрия Умецкого. Когда стало абсолютно очевидно, что "Наутилус" и шоу-бизнес несовместимы в принципе, Вячеслав Бутусов, уставший от постоянных проблем и неурядиц, принял решение распустить группу. Это произошло в ноябре 1988 года.
В 1989 году Бутусов попытался восстановить личные и творческие отношения с Дмитрием Умецким, результатом чего явился альбом "Человек без имени", где также отметились Александр Беляев из "Телевизора" (гитара) и Игорь Доценко из "ДДТ" (барабаны).
Но возобновившиеся разногласия, касающиеся судьбы этого альбома и в целом будущего группы, привели к окончательному разрыву между Бутусовым и Умецким. Альбом был выпущен только спустя шесть лет компанией "Апекс Рекордз".
В 1989 году Бутусову, Кормильцеву и Умецкому была присуждена премия Ленинского Комсомола. Кормильцев публично в категоричной форме от нее отказался – из идейных соображений, поскольку считал недопустимым получение премии от организации, которая в свое время доставляла рок-музыкантам очень много неприятностей.
Бутусов на вручение не пришел, а деньги перечислил в Фонд Мира и в один из свердловских детских домов, Умецкий явился на вручение и премию получил.
В конце 1989 года Бутусов окончательно перебирается в Ленинград и набирает новый состав группы, в противовес клавишно-саксофонному звучанию прошлых лет сделав упор на жесткий гитарный звук.
Публика, привыкшая к старому Наутилусу, сначала к перемене отнеслась скептически, первые концерты группы в новом составе оказались провальными, но выпустив альбомы "Наугад" (1990 год) и "Чужая земля" (1992 год), Бутусов доказал творческую состоятельность нового "Наутилуса", а песни "Прогулки по воде" и "На берегу безымянной реки" смогли стать хитами уровня "Я хочу быть с тобой" и "Скованных".
Вместе со стилем группы изменилась и тематика песен – социальность ушла в прошлое, Кормильцев и Бутусов больше внимания стали уделять философским, эзотерическим, религиозным вопросам.
1993 год в истории группы отмечен празднованием 10-летнего юбилея и выпуском в связи с этим событием альбома "Отчёт 1983–1993", ставшим первым отечественным трибьютом, на котором песни Наутилуса были перепеты его свердловскими и питерскими коллегами по сцене, а также музыкантами самого "Нау".
В том же году внутри группы опять начались разногласия, и в результате "Наутилус" покинули гитаристы Егор Белкин и Александр Беляев, поэтому к записи следующего альбома "Титаник" (1994 год), демо-версия которого была записана на год раньше при участии музыкантов "Аквариума" и получила название "Титаник на Фонтанке", был в качестве гитариста привлечен Вадим Самойлов из "Агаты Кристи", который в 1994 году принимал участие и в концертных выступлениях "Наутилуса", совмещая работу в двух группах.
"Титаник" считается самым коммерчески успешным альбомом нового "Наутилуса", чему во многом способствовала его массовая раскрутка на радио и пафосная презентация в ГЦКЗ "Россия" в июне 1994 года. Тогда же в творчестве "Наутилуса" наметился спад, в некотором смысле нашедший отражение в альбоме "Крылья" (1995 год), который сами музыканты называли вымученным, а журналисты и вовсе считали явной неудачей группы и не скупились на нападки и колкости в адрес Бутусова.
В 1996 году музыканты "Наутилуса" решили поэкспериментировать с акустикой, результатом чего стало несколько концертов, с необычайным подъемом отыгранных группой в ДК Горбунова в начале марта, прежде всего интересных тем, что акустическая программа позволила переосмыслить многие старые песни группы и дала им новую жизнь.
Последними альбомами группы стали "Яблокитай", записанный Бутусовым и Кормильцевым в конце 1996 года в Англии при участии Бориса Гребенщикова и английского музыканта Била Нельсона, который стал его продюсером, и "Атлантида" – сборник ранее записанных песен "Наутилуса", по тем или иным причинам не вошедших в другие альбомы.
Тогда же Бутусов пришел к выводу, что "Наутилус" себя полностью исчерпал и в рамках группы он уже не сможет создать ничего нового и интересного, и принял решение распустить группу окончательно.
После концерта в ГКЦЗ "Россия" 5 июня 1997 года, получившего название "Последнее плавание", и прощального гастрольного тура по стране группа прекратила своe существование. Разовые воссоединения "Наутилуса" происходили в 2003 году на фестивале "Старый Новый Рок" в Екатеринбурге и на "Нашествии-2004".
Комментариев: 0 | |