Статьи
Русский рок
Условно, история русского рока состоит из периодов, на стыке которых будут события, изменявшие курс политики и государственный строй нашей страны. Изменение мировоззрения и уклада жизни миллионов людей, просто не могли не сказаться на культурной сфере общественной жизни, заметную роль в которой с 60-х гг. и поныне играет явление под названием «Русский рок».
Русский рок прошел длинный путь от подражания западному rock-n-roll`у до абсолютно оригинальной и самобытной культуры, выходящей далеко за рамки определений «тяжёлая музыка» или «музыка протеста». Отличительная черта русской рок-музыки – особое внимание, уделяемое текстам композиций: в песне в первую очередь ценится смысловое и эмоциональное содержание, именно поэтому их авторы, авторы русского рока полное право именоваться поэтами. Но перейдём к истории.

1960-е. Зарождение.

В Советском Союзе, как и на всей планете, рок появляется в 60-е. В середине десятилетия обе столицы наводнили первые русские битники, исполнявшие, в основном, кавер-версии на популярнейшие песни заграничных исполнителей, главным образом, легендарных и запрещённых в то время в СССР «The Beatles». Именно это и становится отправной точкой в истории русского рока.
Первыми оригинальными песнями в стиле рок, записанными в нашей стране, принято считать треки группы «Сокол»: «Где тот край» и записанная в том же году, ставшая на долгие годы своеобразным гимном появившихся в это же время хиппи, «Солнце над нами».
Так же большую известность имели ВИА «Скифы», «Аргонавты» и «Скоморохи» А. Градского. Новое музыкальное направление бешеными темпами завоёвывало себе поклонников; бит-групы выступали в качестве авторов саундтреков, так музыка ансамбля «Сокол» звучит в мультфильме «Фильм-фильм-фильм», а московская команда «Оловянные солдатики» предстала в одной из серий «Ну погоди!», в качестве группы «Двоняги», исполняющей хит «У попа была собака». Именно «Солдатикам», кстати, принадлежит авторство первого в Союзе рок-альбома «Размышления» (1972). Кроме того, по одной из версий, это был также первый в стране альбом, записанный на магнитофонной плёнке (по другой версии, автор первого магнитоальбома в СССР – петербургский музыкант Юрий Морозов (1973)).
Крайне примечателен и тот факт, что ещё в 1969г. «Скифы» вели работу над так и не увидевшим свет альбомом, претендовавшим на союзное первенство. Композиции, которые должны были войти в его состав, служат красноречивым доказательством очень высокого уровня развития рок-музыки в СССР в то время: группа, возможно, впервые в мире (!!!) стала использовать гитарные эффекты, такие как фузз, посредством изготовленных в кустарных условиях гитарных «примочек». Узнав об этом впоследствии, американцы признались, что советские рок-музыканты на несколько лет опережали их в развитии, хотя история русского рока и начинается несколько позже западного. Важно отметить, что участники группы, как и подавляющее большинство своих коллег, не имели музыкального образования – черта, ставшая почти традиционной на протяжении всей истории русского рока.
На волне набирающей всё большие обороты битломании, рок-группы возникали повсеместно, буквально в каждом училище или школе, не говоря уже об институтах. Именно так были созданы коллективы, ставшие иконами последующего десятилетия («Удачное приобретение», «Рубиновая атака», легендарная «Машина Времени», и другие).
Апогеем русского рока образца 60х годов стал первый советский рок-фестиваль, проходивший в Ереване ежегодно с 1968 по 1972 гг. и собиравший наиболее успешные команды.

1970-е. Становление самосознания.

МакаревичВ 70-е годы рок активно проникает на большую сцену. Не найдя путей к дальнейшему развитию в эпоху застоя, когда репертуар каждого ансамбля проверялся худсоветом, рок-звёзды 60-х вынуждены были организовывать эстрадные ВИА и исполнять музыку, лишь напоминавшую рок. Так появились сверхпопулярные в то время «Весёлые ребята», «Поющие гитары» и многие другие. На концертах, помимо своего обычного репертуара, эти коллективы ко всеобщей радости обязательно исполняли несколько забойных каверов на песни западных групп. Собственные песни исполнять не разрешалось, т.к. в те времена тексты и музыку для эстрады могли писать лишь люди, состоявшие в Союзе композиторов.
Но конечно, находились смельчаки, которые нарушали этот запрет. Одних из них объявляли вне закона, другим запрещали выступать в официальных залах, третьим не давали выпускать собственных альбомов, повесив ярлык «самодеятельность», но несмотря на всё это, именно такие команды имели наибольшую популярность среди прогрессивной молодёжи. Но все равно это  был не лучший период в истории русского рока.
«Самодеятельным» группам не запрещалось «прикрепляться» к ВУЗам и получать таким образом площадки для выступления, что русские рокеры 70-х и делали. В Москве постоянной ареной для концертов рок-музыкантов на долгие годы стал ДК «Энергетик» Московского Энергетического Института, «засветившийся» ни в одной скандальной истории, для Ленинграда же была характерна более камерная форма выступления – «квартирник».
Поскольку государство запрещало выпуск официальных альбомов нелегальным группам, по рукам фанатов ходили концертные магнитофонные записи, которые они переписывали друг у друга бессчётное число раз. Из всех магнитофонов страны гремели «самиздатские» записи уже упомянутых «Машины Времени», «Удачного приобретения», «Рубиновой атаки», а так же новых коллективов: «Високосного лета», которому каким-то чудом удалось выпустить официальный альбом «Лавка чудес» (1978), «Воскресения», «Афтографа», а так же ленинградских «Аквариума», «Мифов», «Санкт-Петербурга» и других.
Рок-музыка того времени подразумевала под собой обязательное наличие бешеного драйва, поэтому наиболее распространены были направления hard-rock, art-rock и progressive. Более мелодичные и насыщенные смысловым содержанием песни групп «Аквариум», «Машина Времени» и «Воскресенье» были скорее исключением из общего числа.
Именно музыканты 70-х первыми открыли главную отличительную черту русского рока, как направления: только в русском языке слово «рок» имеет значение «судьба», и самосознание исповедующего эту культуру выходит за рамки простой симпатии к этому музыкальному направлению. Наш рок – это, прежде всего, особый взгляд на мир. Взгляд поэта, творца, пророка и вечный поиск ответа на вопрос о его месте в окружающей реальности.

1980-е. Расцвет. Эпоха классики

Группа БравоВ 1983-85 годах нашим рокерам всё ещё приходилось не сладко: пришедший к власти К. У. Черненко вновь начал преследование музыкантов: права самодеятельные коллективов жёстко ограничивались, их постоянно обвиняли в «тунеядстве», а организация неофициальных концертов приравнивалась к запрещённому тогда частному предпринимательству, за что сажали в тюрьму. Больше всего в это время «досталось» московским коллективам «Коррозия метала», «Браво» и «Воскресение»: концерты этих групп были запрещены, а некоторым их участникам даже довелось побывать за решёткой. С началом эпохи гласности гонения на русский рок вновь были прекращены.
Перестройка открыла многие перспективы, в том числе и свободу организации музыкальных коллективов и выступлений на коммерческой основе. В истории русского рока началась новая страница.
К началу 80-х годов в СССР сформировалось полноценное рок-движение, которое власть даже поддерживала, не желая провоцировать протестную стихию. Так по государственной инициативе в 1881г. был открыт ставший настоящей легендой первый в Союзе Ленинградский Рок-клуб. В его состав вошли такие мастодонты русского рока, как «Аквариум», «ДДТ», «Кино» и «Алиса», а так же «Зоопарк» Майка Науменко, «Телевизор», «Пикник», «Бригадный подряд», «Ноль», «Мифы», «Автоматические удовлетворители», бард-рокер Александр Башлачёв и многие другие. Первая частная студия аудиозаписи также появилась в Северной Столице. Её создатель – Андрей Тропилло.
Андрей ТоропиллоЧетырьмя годами позже в Москве открывается «рок-лаборатория»; с её появлением право выступать, не боясь преследований, и организовывать концерты получают и столичные музыканты.
Теперь у русских рокеров появилась возможность официально устраивать концерты и издавать альбомы. А после рок-фестиваля «Тбилиси-80» и появления телепрограммы «Музыкальный ринг» – доступ к радио- и телеэфиру. Воспользовавшись этой свободой, рок-культура расцветала с доселе небывалой силой: рождались десятки новых имён, проводились крупные фестивали «Литуаника» (1985-1989), «Подольск» (1987), «СыРок» (1988-1992) и др., и ставились эксперименты в самых разных стилях: хард-рок, хэви-метал, панк-прок и пост-панк, но главным открытием 80х стал привнесённый в русский рок ленинградцами new wave.
В 1986г., пока Советский Союз и Америка пытаются наладить дипломатические отношения, в Калифорнии происходит небывалое событие – в свет выходит альбом «Red Wave» на двух пластинках, содержащих треки четырёх советских рок-групп: «Аквариум», «Кино», «Алиса» и «Странные игры». Выпуск альбома произошёл по инициативе Джоанны Стингрей, американки, много времени проведшей в Союзе и не понаслышке знающей русскую рок-тусовку. Альбом фактически «прорубил окно» на Запад для русского рока: теперь наши музыканты получили право выступать с концертами и записывать альбомы за рубежом, а так же сотрудничать с зарубежными коллегами. Этой возможностью в первую очередь не преминули воспользоваться группа «Кино», совершившая в 1988-89 гг. тур по Европе (Франция-Италия-Дания), «Звуки Му», записавшие альбом в Англии и гастролировавшие в Великобритании и США, и Борис Гребенщиков, создавший англоязычный альбом «Radio Silence» совместно с британским дуэтом «Eurythmics» и Крисси Хайнд из «The Pretenders».
В истории русской рок-музыки 80-е годы, по сути, являются временем её второго рождения: именно тогда наш рок приобрел те черты, по которым мы знаем его сегодня, именно тогда со сцен, магнитофонов и на квартирниках впервые звучало то, что теперь мы называем классикой русского рока. Появлялись группы, многие из которых существуют и по сей день, и журналисты, посвятившие свою деятельность рок-культуре (Александр Житинский, Артемий Троицкий).

Рок-столицы

Рубинштейна, 13Стоит также отметить важную часть истории русского рока – клубы. Вслед за Ленинградом, свои рок-клубы стали обретать и другие города нашей страны, но самыми заметными, основавшими свои «школы», являются три: Ленинградский (о нём мы уже говорили выше), а так же Свердловский (Екатеринбургский) рок-клуб, и Московская рок-лаборатория.
Московская рок-лаборатория была создана в 1985г. в ДК им. Горбунова. Легендарная  «Горбушка» объединила под своей крышей множество известнейших коллективов: «Машина Времени», «Браво», «Воскресение», «Крематорий», «Бригада С» Гарика Сукачёва, «Звуки Му» Петра Мамонова, и другие. Для столичной рок-музыки сложно определить общие стилевые критерии, каждая группа стремилась к индивидуальности, но в качестве характерной черты московского рока можно назвать его несерьёзное, снисходительное отношение к реальности. Особенно развили это настроение такие московские команды как «Несчастный случай», «Ногу Свело!» «Дюна» и «Тайм-аут».  Именно в Москве стали появляться первые русские электронщики («Биоконструктор», «Центр», «Ночной проспект») и металлисты («Ария», «Чёрный обелиск», «Чёрный кофе», «Коррозия металла», «Мастер» и другие).
К Свердловскому рок-клубу, помимо уральских музыкантов («Наутилус Помпилиус», «Агата Кристи», «Чайф», «Урфин Джюс», «Апрельский марш», «Настя», «Группа Максима Ильина»), музыка которых вдохновлёна западной психоделикой 70-х и насыщена сложными аранжировками, прежде всего, синтезатора, принято так же относить не имеющую единого центра рок-тусовку Сибири («Гражданская Оборона», «Калинов Мост», Янка Дягилева, «Инструкция по выживанию»). Её участники в большинстве своём играют панк-рок, основанный на так называемом «гаражном роке», пост-панке и частично на фолк-роке.
Среди рок-центров постсоветского пространства так же стоит отметить Харьков – место проведения регулярных рок-фестивалей. Наиболее известная харьковская группа – «Разные люди», в состав которой некоторое время входил основатель популярной команды «Чиж & Co» Александр Чиграков. «Голосом» городской рок-среды было «Радио-50» – скорее всего, первая в СССР частная радиостанция.

1990-е - наши дни

Виктор ЦойНа рубеже 80-х – 90х годов русский рок окончательно перестаёт быть андеграундом: выходят в свет фильмы с участием культовых музыкантов («Взломщик» (1986) с Константином Кинчевым, «Асса» (1987) и «Игла» (1988) с Виктором Цоем,  «Такси-блюз» (1989) с Петром Мамоновым, а также короткометражный документальный фильм «Йя-хха» (1986) о жизни ленинградского рок-клуба). Музыка русских рокеров («Наутилус помпилиус», «Сплин», «Би-2» и др.) стала  саундтреком культовых фильмов эпохи «Брат» и «Брат-2».
Однако у каждого явления есть своя обратная сторона. Несмотря на открывшиеся перспективы, 90-е годы стали трудным временем даже для русской рок-культуры.  Больше не было никаких гонений, новым группам, таким как «Агата Кристи», «Смысловые галлюцинации», «Ноль», «Ва-БанкЪ» и «Ногу Свело!» был дан зелёный свет,  но с гибелью ненавистной системы, русский рок потерял значение культуры протеста, и со временем всё больше стал превращаться в пусть и обособленную, но всё же часть шоу-бизнеса.
Далеко не всем коллективам удалось выжить в новых условиях: прежние темы были более неактуальны, требовалось найти новую струю; массовая аудитория успела привыкнуть к року, как к явлению, и встречала новые имена без особого ажиотажа;  кто-то из популярных рокеров уехал за границу, кто-то умер или трагически погиб, другие просто не смогли найти себя в новом времени. Прекратили свою деятельность группы «Кино», «Наутилус Помпилиус», «Зоопарк», «Секрет», «Афтограф», «Парк Горького» и другие. Таким образом из тридцати команд-участников серии «Легенды русского рока» «в строю» осталось около половины.
С середины 90-х годов русская рок-музыка снова приблизилась к зарубежной, довольно органично вписавшись в её жанровую систему и не потеряв при этом своей оригинальности и колорита. Она стремительно перенимала направления, открытые на западе в период «железного занавеса»: панк и гранж («Король и Шут», «Наив», «Тараканы!», «Пилот», «Lumen», «Небо Здесь» и др.), пауэр- и симфо- метал («Эпидемия», «Catharsis»), паган- и блэк-метал («Аркона», «Темнозорь», «Butterfly Temple»), атмосферик-метал («Mental Home», «Stonehenge») и многие другие разновидности метала.
Так же с середины 90-х начинает свой отсчёт история русской альтернативы. Первые шаги на этом пути сделали Дельфин (в составе гр. «Дубовый Гаайъ»), группы «Кирпичи» и «Сектор Газа», а в 2000-х направление обогатили такие имена, как «Психея», «Amatory», «Jane Air», «##### (5diez)», Noize MC и многие другие. Для исполнителей альтернативного рока телеканалом «A-One» с 2005 г. учреждена специальная премия «RAMP».
Появился и новый объект противостояния: русский рок как никогда чётко противопоставил себя поп-сцене, в которую переродилась эстрада.
Многие группы в начале девяностых переиздают свои альбомы, выпускают вещи, которые в условиях советской системы никогда бы не увидели свет в официальном издании,  а фирма «Мороз Рекордс» с 1996 г. по 2000 г. издаёт серию ретроспективных альбомов «Легенды русского рока»,  куда входят избранные песни наиболее признанных коллективов за всю историю русской рок-музыки.
Наше РадиоТеперь ведущую роль в развитии рок-музыки играют средства массовой информации («Наше радио» и «Радио Maximum», телеканалы «A-one» и «O2ТВ», журнал «Fuzz», и конечно Интернет). А так же рок-продюсеры, первым из которых был  Юрий Айзеншпис («Кино), и последовавшие его примеру  Александр Пономарёв («Сплин» и «Би-2»), Дмитрий Гройсман («Чайф», Мара), Александр Елин («Ария»), Александр Кушнир, и другие.
С 1999 года в России проходит крупнейший фестиваль русского рока «Нашествие», учреждённый «Нашим Радио». Десятки различных рок-фестивалей ежегодно проходят по всей стране.
В последнее время наблюдаются тенденции сближения русского рока и фолк-роковой музыки (берущей в России начало в так называемой «Менестрельской песне»): к русскому року причисляются такие фолк-ансамбли как «Мельница», «The Dartz», «Тролль гнёт ель», и др.
Так мы же проследили пятидесятилетнюю историю развития Рок-музыки в России. Однажды возникнув, как подражание западной музыкальной моде, русский рок превратился в заметное и значимое культурное явление со своей моралью, своей философией. Русский рок прошёл долгий и трудный путь, теперь ему открыты все пути для дальнейшего развития и совершенствования, и каким мы увидим его в будущем – неизвестно, но хочется надеяться, что он не утратит своих наиболее характерных качеств: актуальности, атмосферности, большой смысловой и эмоциональной нагрузки, разнообразия форм и поэтичности. Как известно, поэт в Росси больше, чем поэт. А рокер – больше, чем просто музыкант.

26.06.2011 в 18:58:15 | salamander | Статьи | 8890
русский рок, история
Рейтинг: 0.0/0
Комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]