Статьи
Цой был убит Айзеншписом?
15 августа многочисленные поклонники и просто почитатели таланта Виктора Цоя отметят скорбную дату - 20 лет со дня гибели легендарного рокера. Аналитический материал, включающий одну из версий гибели музыканта был размещён на форуме: "Виктор Цой и группа КИНО".

 15 августа 1990 года. Программа «Время».  Диктор Кирилов говорил своим отстраненным бездушным речитативом, хотя сам ничего из сказанного им самим, не понимал. Понимали только мы: кому было по 15 - 20 лет от роду… Потом вышли центральные газеты, «Комсомолка», где говорили про рыбалку, про «заснул за рулем» и, почему-то, про мотоцикл. Но все это было уже не важно… 
 

По-газетному запестрели термины: «Икарус-250», «Москвич-2141», «35 километр трассы Слока-Талси», детали странной латвийской географии, о которых никто никогда бы и не услышал, не произойдя этого события. 
Звонок от местного жителя поступил в дежурную часть Тукумс в 11. 30. Прибывшие сотрудники милиции увидели такую картину: по ходу движения на узкой дороге, на мосту с правой стороны стоял «Москвич-2141»(гос.номер Я 68-32 МН) с развороченный передком. Как покажет следствие, машину отбросило от места столкновения на 22 метра назад, двигатель разлетелся на куски. Причина гибели водителя - черепно-мозговая травма несовместимая с жизнью. «Икарус-250»( гос. номер 05-18 ВРН) стоял с левой стороны моста, уткнувшись передком в речку. Водитель автобуса не пострадал...

  Закончилась эпоха, продолжавшаяся немногим более 2 лет. Именно столько группа «КИНО» была известна огромному числу слушателей от Калининграда до Камчатки, и ,казалось, не осталось ни одного молодого человека на территории СССР, не слышавшего имя Виктора Цоя
Я не буду останавливаться на творчестве этого артиста. Я хочу остановиться на том, как его убивали…

Убивали творчески и физически. Мы остановимся на 2-х последних годах жизни этого человека. Друзья «по цеху» говорят,что Виктор разительно изменился за эти 2 года своей бешеной популярности. Всего за 7 последних лет жизни, застенчивый мальчик, неважно играющий на бас-гитаре, и краснеющий в момент исполнения на кухне перед друзьями своих песен, превращается в героя, а за последние 2 года, - в кумира миллионов. Когда Борис Гребенщиков увидел первый раз Виктора Цоя в пригородной электричке он выразился так : «Передо мной была совершенная сущность со своей миссией на земле…» 
Последним штрихом «земной жизни» Виктора был 1986 год и его альбом «Ночь». После этого кончился Цой дворовый панк и неприкаянный романтик. Начался Цой - артист, боец, воин, завоеватель, жертва… 


К моменту встречи с Цоем, Айзеншпис был на свободе после заключения всего лишь 1 год, но, тем не менее, ему сразу после зоны предложили работать в молодежной музыкальной организации - ТО "Галлерея" при горкоме Комсомола, организуя концерты молодых исполнителей. Наверное, предложили как жертве «борьбы с коммунизмом», как диссиденту. 
Известный журналист Владимир Липницкий знакомит его с Цоем. На встрече, проходившей осенью 1988 году на скамейке сада «Эрмитаж», музыкант и бывший зек решают работать вместе. Они сразу понравились друг другу. Цой Айзеншпису, - как отличный источник зарабатывания денег. Айзеншпис Цою, - как нечто неизвестное доселе, но необъяснимо-притягательное. И дело тут вот в чем. Просидев 17 лет на зоне, АЙзеншпис не мог не обладать особой блатной харизмой, железной хваткой и своеобразным романтическим ореолом падшего ангела. А Цою именно сейчас этого хотелось и не доставало. 
Прошли времена, когда стакан портвейна, подсохшие лужи Питера и теплая труба кочегарки вполне устраивала романтического молодого рокера. У Цоя появился свой стиль, навеянный боевиками с участием Брюса Ли,поклонники, желание «показаться»,и, наконец, просто заработать денег. Не исключено, что внешний налет некой «мафиозности» и «тайности», «стиль якудзы», столь характерный для преступных структур, начал импонировать Цою. 
Друзья рассказывали как Цой, после знакомства с Айзеншписом, сразу начал появляться «на людях» с двумя телохранителями, и вести себя как некий герой некого фильма. Ведь в 1990 году еще никто толком не знал, что такое настоящая русская «мафия», с ее «войнами» и кровью. Цой понял, что пора «нежного детства» прошла и пришла пора «взрослых мальчиков» и взрослых денег, желание быть на большой публике. При всей своей непохожести, эти люди увидели друг в друге «своего». Нечто волчье и бесконечно одинокое. Почти сразу подружились и начали работать сообща. 


Вопреки словам самого Юрия Шмильевича, утверждавшего, что «вывел Цоя на большие горизонты, потому как его знали только любители ленинградского рока», группа «КИНО» к тому моменту была уже более чем популярна. Уже был записан и сведен в домашних условиях, самый успешный в творческом и концептуальном плане альбом «Группа крови», после которого, по словам критиков, Цой мог, как минимум 2 года, ничего не писать… 
Ни к творчеству, ни к стилю, ни к подаче Айзеншпис поначалу не допускался, несмотря на то, что, по его словам, всегда хотел «участвовать в творческом процессе». Только устройство гастролей было задачей № 1 для «первого в СССР продюсера». Надо сказать, что с этим Юрий Шмильевич отлично справлялся. 
К слову, нужно заметить, что Айзеншпис выбрал для себя отличную «совковую» тактику «паука»,несмотря на то, что именовал себя «первым в СССР продюсером». По всем понятиям, продюсер, - это человек-творец, создающий группу. Откопавший в тоннах творческой грязи, слабоблестящий алмазик, продюсер шлифует его до бриллиантового блеска. Именно так вели себя все известные нам западные продюсеры, начиная от легендарного Эпстайна…

 
Айзеншпис же не утруждал себя подобными поисками и терзаниями: он брал уже сформировавшиеся и потенциально-«хитовые» группы и начинал их «доить», устраивая туры и гастроли. То есть был, скорее всего, просто импресарио. И так было не только с «КИНО»… 

Проследив биографию и «творческий» путь самого Юрия Айзеншписа, нельзя не обратить внимание на смелость и деловую хватку сего человека. Начинал свою промоутерскую и продюсерскую деятельность 20-летний Юрий в далеком 1965 году с «битловского» проекта «СОКОЛ». Юрий еще тогда разработал оригинальную схему деятельности коллектива, где после устной договоренности с директором клуба, сам Айзеншпис скупал билеты на вечернюю демонстрацию, якобы, фильма и распространялись по более дорогой цене, но уже на «СОКОЛ». Айзеншпис еще в 60-х впервые задействовал в работе крепких пареньков-спортсменов, которые обеспечивали порядок во время выступления группы. 
В 1970 году Айзеншпис был арестован. Сам Юрий Шмильевич объясняет свой арест тем, что всего лишь хотел приобрести для группы «фирменную электрогитару». Желание купить хороший инструмент и «аппарат» приводит к тому, что вскоре в арсенал «СОКОЛА» перекочевало звуковое оборудование заезжей итальянской звезды Риты Павоне, югославского певца Джорджа Марьяновича и многих других. Расплачиваться приходилось, разумеется, золотом, валютой, любые операции с которой в СССР были незаконны и жестоко карались правосудием. Тем временем, за деятельностью молодого импресарио уже давно наблюдали органы внутренних дел СССР. 7 января 1970 года его арестовывают, а всю аппаратуру группы «СОКОЛ» конфисковывают. По обвинению в валютных операциях Юрия Айзеншписа приговаривают к 17 годам лишения свободы... Это со слов Айзеншписа. 

Работа с «КИНО» началась с поездки в Красноярск. Полный зал и бешеный успех! Айзеншпис просится быть сначала директором группы, а потом уже и продюсером. Потом он договаривается с ТВ и показывает Цоя в программе «Взгляд» : на следующий день Цой просыпается суперзвездой, а Айзеншпис через год становится миллионером. Составляется бешеный график гастролей по стране и… начало своеобразного соц. соревнования с еще одной популярнейшей группой СССР начала 90-х, «Ласковым маем». 
Наверное, сравнение Виктора Цоя и Юры Шатунова сейчас может вызвать серьезное недоумение, но это только если рассматривать музыку только как творчество, а как ОЧЕНЬ прибыльный бизнес. 
Параллельными курсами с «КИНО», единственной группой способной собрать стадионы в 100 тысяч, был «Ласковый Май». Сами ребята из «Ласкового Мая» неоднократно утверждали, что сам Айзеншпис часто общался с ними и изучал, как ему казалось, «новую поп-механику нового поколения», считал «Ласковый Май» совершенной машиной для печатания денег. Такая «тема» не могла пройти незамеченной мимо Юрия Шмильевича. Вскоре «Ласковый май» начинает вырываться вперед и Айзеншпис принимается за дело серьезно. Составляется план боевых действий… 


Пунктом номер один в этой войне должно стать уплотнение графика гастролей. Он договаривается о том, что бы вместо, как максимум, 2 живых концертов в день, «КИНО» выдавало 4, что лежит за гранью физических возможностей человека. Как впоследствии говорил гитарист «КИНО» Юрий Каспарян, группа была физически истощена, уставшая и, словно попавшая в какую-то невесомость. Стало тупо и неинтересно. За 7 месяцев до катастрофы, «КИНО» дает около 70 живых концертов, по 4 стадионных концертов в день. Последний концерт в Москве собрал 70 тысяч человек. Причем билеты были проданы за 2 дня по цене от 20 до 100 рублей. 


Пунктом номер два было, по возможности, смягчение и «упопсачивание» звучания группы. Упрощение мелодики и текстов. Замена «рокового» гитарного стильного саунда на более понятную подросткам, клавишную электронную «самограйку». Я не знаю как Виктор Цой пошел на это, но факт остается фактом. Как пример: в работу была запущена дэмка песни под рабочим названием «Начинается новый день…», которую вообще, если не брать во внимание вокал самого Цоя, можно было бы принять за «творение» «Ласкового Мая». Эта песня, кстати, фигурирует в «Черном альбоме», вышедшего уже после смерти Цоя,и выпущенная на деньги самого Айзеншписа. Кстати, посмертный альбом был выпущен тиражом в 1.200.000 экземпляров и приносит Юрию Шмильевичу 24. 000. 000 рублей.

 
За 3 месяца до трагедии, Юрий Шмильевич дарит Виктору Цою злополучный «Москвич-2141» синего цвета, машину, по тем временам крутую и престижную. Одно было в ней нехорошо: на скорости 90 км/час, машина переставала чувствовать дорогу, а эффективно затормозить было очень проблематично. При скорости в 120 км/час (предполагаемая скорость в момент смерти Цоя, была 130 км/ч) машину сильно трясет, руль вырывается из рук, двигатель гудит так, что невозможно разговаривать и что-либо услышать. Пройти будущий поворот, о котором Цой, безусловно, знал, было просто невозможно.


В одной из версий, озвученной в популярной телевизионной программе НТВ «Следствие вели…» с участием Леонида Каневского, была высказана версия о том, что Виктор Цой имел на пассажирском кресле рядом с собой кассетный магнитофон и, якобы, прослушивал свои будущие хиты. В момент, когда Цой решил перевернуть закончившуюся кассету, он не справился с управлением и вывернул руль влево. Эта версия была объявлена как главная. 
Но тут существует ряд нестыковок. Если при скорости в 120 км/час двигатель «Москвича» очень сильно гудит, то как мог Цой, вообще, прослушивать свои записи?! Тем более в момент приезда милиции магнитофон был выключен и молчал. Милиционеры потом включили его. Заиграла песня… 
И заснуть Цой не мог. Как можно заснуть, даже будучи ОЧЕНЬ уставшим, на скорости в 130 км/ч при такой дикой тряске и шуме? А это противоречит уже основной версии следствия : заснул за рулем вследствие утомления и усталости. Следов алкоголя и наркотических веществ в крови Цоя так же обнаружено не было. Гистологический анализ клеток головного мозга для определения наличия анаболических веществ, проведен не был. 
Один немаловажный факт упустило следствие, хотя отметило его в своем протоколе. От места рыбалки до дома «Гелтони» (Geltoni), в котором жил Цой поселка Плиенсиемс (Plienciems) 15 минут езды. Цой покинул дом в 3 час ночи, а возвращаясь, попал в аварию в 11.30. Это расстояние всего около 1 км хорошо знакомой дороги. Изучив след протекторов шин, следователи, к своему изумлению пришли к выводу, что, как минимум, последние 243 метра (примерно 7 секунд), до места аварии Цой почему то ехал по правой обочине !!! Ехал по обочине 243 метра на скорости 130 км/ч ?!!!! И из этого был сделан вывод, что человек заснул за рулем? Откуда тогда резкий выворот руля влево,на полосу встречного движения? Видимо, Цой знал, что движение по этому участку очень спокойное и он сможет спокойно совершить этот маневр. 
Я хочу спросить у опытных автомобилистов. Как часто на дороге вы делаете такой маневр? В каких случаях вы долго и быстро едите по обочине, а потом резко выруливаете влево, на «встречку»?! Подумайте… 
Ответ может быть только один: кто-то конкретно, на скорости, все 243 метра, прижимал машину Цоя на обочину до самого «слепого» поворота. Именно этим объясняются подобные «перегонки». Потом неизвестная машина обгоняет «Москвич» музыканта и резко останавливается, перекрывая ему путь,тем самым, заставляя машину Цоя остановиться. Цой не подчиняется и пытается слева, на скорости, объехать неизвестную (а может, и известную) машину. Выскакивает на встречную полосу… 
Следствие рассматривало эту версию, но тогда бы «Дело № 480» о смерти Виктора Робертовича Цоя, превратилось бы в конкретный «глухарь». Таинственную машину найти практически невозможно. Тем более в Латвии. Тем более в 1990 году. Тем более перед распадом СССР, когда Прибалтика уже давно «положила» и на СССР и на МВД СССР, в частности. Всем стало понятно, что пора это все быстренько заканчивать и подписывать документы. Несчастный случай. Заснул за рулем. Точка. 

Искореженный автомобиль «Москвич» синего цвета еще долго будет стоять в местном отделении милиции, но экспертизу технического состояния никто так и не сделал. 
Водитель злополучного «Икаруса» остался жив и будет потом, с прибалтийским спокойствием и размеренностью, рассказывать, что не видел никого, ни одной машины, кроме «Москвича» синего цвета. Только вот почему-то, через 2 месяца после происшествия, этот спокойный и рассудительный водитель -прибалт будет убит при невыясненных обстоятельствах. На этом факты кончаются… 


Есть несколько версий причин гибели Цоя, если не рассматривать простой несчастный случай и версии с «инопланетянами» и «уехал в Японию и преспокойно себе там живет». 
Виктор Цой вступил в шоу-бизнес в период его дикого первичного накопления капитала. Образовалась дыра между исчезнувшим ГОСКОНЦЕРТОМ и еще не появившейся, культурной структурой гастрольных поездок. А поскольку большой артист - это большие, бешеные деньги, то, конечно же, ко всему этому были подтянуты и подтягивались отечественные криминальные структуры. И проведения концертов и порядок на стадионах и «откаты» все это обговаривалось с местными авторитетами и зарождавшейся мафией. В свое время были слышны голоса и о связи Цоя с наркомафией и определенными авторитетами. В это можно поверить, беря во внимание репутацию самого Айзеншписа и его блатные связи. Не исключено, что большинство своих дел Юрий Шмильевич решал на сходках авторитетов и за бокальчиком с мафиозными «парнями». 
Существует и такой момент: большинство из подопечных Айзеншписа в «постЦоевский» период очень быстро (1-2 года) стали понимать расклады Юрия Шмильевича. Многие разрывали свои контакты с ним по причине непорядочности своего продюсера. Так поступили почти все.

Можно взять во внимание, что, проработав 2 года с Юрием Шмильевичем, Цой увидел КПД своего бешенного гастрольного труда и ужаснулся. Музыканты пахали как лошади, многие старые поклонники рок-группы «КИНО» удивляются изменением репертуара группы, «упопсачивание», упрощение текстов и мелодии. Удивлялся и сам Цой. Можно предположить, что Виктор, как взрослый человек и творческая независимая личность решается порвать с Айзеншписом: группа на хорошем ходу и Виктор думает, что ему не нужен директор вообще…

Но не тут то было. Цой вошел в реку из которой выйти не так то просто. Можно допустить, что поначалу были резкие и серьезные разговоры, потом недоумение и даже, возможно, предупреждения и угрозы. Представьте ситуацию. Очень скользко. Следует заметить, что впоследствии у Юрия Шмильевича было достаточно «резвых» подопечных, с которыми он ругался и расставался, но он больше никого резко не «прессовал», помня несчастный случай с Цоем. 
Скорее всего, вторая машина на трассе «Слока-Талси» действительно была, прессовала машину Цоя, заставляла ее остановиться. Но Цой вывернулся и попал под автобус. Неизвестная машина немедленно скрывается. Единственный свидетель - водитель автобуса - впоследствии убирается. 
Так погиб поэт. Через 15 лет умирает и сам продюсер. Умирает всеми брошенный, покинутый, смертельно похудевший, маленький, тщедушный человек. Совсем несчастный, по словам Отара Кушанашвили, - похожий на некормленого маленького детдомовского ребенка, в детских трусиках…

Обсудить эту тему на форуме

15.01.2012 в 23:33:03 | salamander | Статьи | 5608
Комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]