Статьи
Смысловые галлюцинации о «Сделано в темноте» и «Жизнь удалась!»

Вчера только переслушала трек «Погружаюсь» из нового альбома «Сделано в темноте», который выйдет несколько позже. Считаю, что это довольно сильная композиция из числа прочих работ Смысловых. Как вы сами оцениваете получившийся альбом?

- Сегодня, когда я слушал готовые треки, то понял, что ничего лишнего не вижу. Осталось два неустановившихся окончательно альбомных трека и один бонус-трек. Если что-то лишнее будет, то мы выкинем. Но вроде, пока все по форме вписывается в альбом.


Сергей, если проследить по альбомам и особенно отзывам о них, то выстраивается такая картина: Особенно начиная со времен «Лед 9» и вплоть до «Сердца и Моторы» намечалась некая тенденция к такому постепенному «потемнению» настроения в песнях. И вот теперь «Сделано в темноте»…

- Возможно, это связано с тем, что появилось такое ощущение, что не стоит маскироваться. Поскольку данный альбом, как мы планируем, будет последним полновесным, целостным альбомом. Дальше будет другая схема: будет релиз, на 5-7 треков, или это будут интернет-синглы и радио синглы. И поскольку альбом «Сделано в темноте» останется в памяти как некое культурное событие, кусок жизни, то хотелось быть максимально честным перед собой и перед людьми. Слушатели очень хорошо чувствуют: ощущаешь ли ты себя комфортно или нет, врешь ты или не врешь.

Но пока альбом «Сделано в темноте» еще не издан. Однако, не только его созданием Смысловые галлюцинации занимались последнее время. Параллельно вы еще ведете проект «Rotoff», созданный с подачи бас-гитариста Николая Ротова.

- Да. Мы всем говорим, что у нас появился Коля, весь такой позитивный. (указывает на Николая Ротова с улыбкой). Так что мы весь позитив отдали Коле, а себе оставили то, что у нас всегда и было – у «Галлюцинаций». По большому счету, я думаю, что даже прожженные оптимисты и весельчаки, оставшись дома в одиночестве, явно не веселятся. Не хохочут, глядя в зеркало. А альбом «Сделано в темноте» как раз о таком состоянии – для человека, который сидит один в темной комнате. И, наверное, его так и надо воспринимать. Уже по отзывам насчет трека «Погружаюсь» понятно следующее: оказалось, что именно в тот момент, когда появилась песня, некоторые люди находились в таком состоянии духа, о котором говорится в композиции. То есть получается, что они по-настоящему прониклись ей.

Вы писали эти песни практически от и до самостоятельно. Я имею ввиду демо-записи. А какой процент аранжировки по ходу всего процесса оказался выполненным вами?

- Здесь вопрос в том, насколько ты сам доработал песню. Если ты ее бросил на полпути в расчете, что она будет потом доделана, что там чуть-чуть осталось, вот это «совсем чуть-чуть» погубит все песни, и будет потом еще на месяц работы. Как раз работа над этим альбомом показала, что всегда надо стараться доделать то, с чем можешь справиться сам. Каждый человек должен находиться на своем месте и выполнять то, что от него требуется.

Слава Богу, Коля вот додумался до того, что можно бас ведь и дома посидеть и записать. Коля, в принципе, поступает параллельно точно таким же образом, как и я: он для своего альбома сочинял и писал, а я для своего.

Только здесь такой любопытный момент: грустить-то мне легче получается, сидя в комнате и тихонько напевая. Ведь мы когда сочиняем, то записываем демки на ноутбуки через микрофон. Так вот, у меня хоть отдельная комната есть, где я могу этим заниматься. А у Коли кабинета нет. И вот он тихонечко, сидя в туалете, скорее всего, (смеется) напевал эти свои веселые песни и записывал.

Эти ржачные песни!,- добавляет Ротов.

Сергей: Да, и вот это гораздо смешнее-то. Потому так весело в «Rotoff» и получилось. (смеется). Да, что-то я отвлекся и не ответил на суть вопроса…какой он был?
Насколько ты в аранжировку погружался, - подсказывает Олег, соавтор песен и директор группы.

Сергей: А ну вот я в принципе и начал говорить, что половина песен получилась легко и очень быстро, потому что они были максимально готовы. Вторая половина выходила сложнее. Потому что требовала много доработок, потом произошла эта авария. (Из-за скачка напряжения в сети в студии «Gluki Records» была безвозвратно утеряна часть материала, записанного для нового альбома "Сделано в темноте"). Но все это пошло на пользу. Потому, что всегда, когда группа начинает работу над альбомом, она постепенно входит в эту рабочую форму и чем дальше, тем интереснее вещи начинают получаться. И вот эта авария дала нам еще раз время, за которое получились необычные варианты. В том числе песня «Погружаюсь». Она давалась нам очень тяжело, у нее было несколько вариантов сведения. Несколько десятков, на самом деле. И все время казалось, что что-то не так. Нужен был просто свежий взгляд, чтобы что-то произошло. Так она в один момент встала на свое место.

Сергей, в проекте «Rotoff» в альбоме «Жизнь удалась» очень много таких бытовых цитат. А так же ссылок на известные фильмы, музыку, книги… А вы часто проецируете в песни Смысловых Галлюцинаций прочитанное или увиденное? Или стараетесь создавать сюжеты, основанные на личном опыте?

- Тут тяжело на личном опыте построить вселенную. Потому что до нас жили поколения со своей жизнью, своей историей и культурой… Ведь мы же не из точки появились. Поэтому, естественно, мы впитываем все, что происходит вокруг нас. А поскольку мы испытываем при этом большое удовольствие, то и результаты получаются соответствующие.

Есть музыканты, которые говорят: «Я музыку не слушаю, не дай Бог чего-нибудь нахватаюсь». А мы наоборот воспринимаем музыкальный опыт и с большой благодарностью к этому относимся. И если мы можем как-то отметить то, что для нас показалось ярким и важным – мы обязательно вставляем это в альбомы, делает какие-то отсылки к реальным вещам.

Если говорить о лирике, то какая форма изложения вам ближе: обращение к метафорам или все-таки к простоте высказывания?

Сергей: Мне судить тяжело, потому что язык песен сложился у нас с Олегом давно – наш тандем намного длиннее нынешнего, уже 15 лет вместе пишем песни. Поэтому этот процесс происходит бесконтрольно, я так думаю. Не знаю, как думает Олег…

Олег: Мы избегаем такого, как, например, употребление метафор метафоры. (Актер Актерыч – типа того,- произносит Сергей). Да, вроде этого. Стараемся писать как-то более приближенно к реальности и к человеку. Скорее всего, это в большей степени описание эмоций.

Сергей: хотя, даже простое описание эмоций не всегда ясным кажется для некоторых…Я встречал людей, которые сразу все понимают… А одна девушка, знакомая, после прослушивания совершенно…(подбирает меткое слово)… совершенно не запариваясь мне сказала: «А че за песня-то, я ваще ничего не понимаю? Че вижу, то пою?»...Вот так…

Николай: Я вот как раз историю к этому расскажу. Как-то слушал плеер, и там играл только что вышедший альбом «Мумий Тролля». И мне один такой говорит: «Что слушаешь?». Я отвечаю: «Мумий Тролль». А он мне: «Ну, так каждый может. Вот я накурюсь, так таких текстов напридумываю!» Видите, каждый воспринимает все по-своему. (смеется).

Но мне как раз видится мастерство в том, чтобы из простых слов сложить богатый образ…

Олег: Бывает так, когда люди видят в песне то, что не закладывал в нее автор…

Сергей: Да, ну, кстати, мы зачастую этим пользуемся. Оставляем место для фантазии людям. Это часто видно, когда люди пишут целые трактаты после выхода альбома – придумывают свои истории. Дело в том, что у каждого человека свой богатый жизненный опыт, и когда ты ему зашифровываешь ситуацию, ее обозначаешь в песне, он туда интегрирует свою ситуацию, и для него она становится гораздо ближе и понятнее. Этим мы и пользуемся. Хотя иногда действительно бывают образы, от которых радостно становится. У того же Гребенщикова например. Особенно в его алкоголическом цикле, где «Стаканы». Слушаешь, и сердце радуется!

Как любой творец, музыкант и особенно текстовик-песенник проецирует свою личность в свои произведения. Некоторые полностью открывают себя, а кто-то все-таки не стирает некую защитную линию…

Сергей: В данном случае у нас есть такая грань, какую мы не можем перейти с Олегом. Какие-то вещи у нас устоялись, и даже не договариваясь, мы чувствуем эту самую грань.
Здесь есть также следующий положительный момент: в песне можно сказать то, в чем никогда не признаешься себе. Да и вряд ли кто-нибудь у тебя про это спросит... Кроме как с журналистами поговорить-то об этом в принципе больше не с кем. Да и не каждый раз из них попадутся люди, которые могут на такие темы беседовать. Поэтому, когда ты вкладываешь эмоции в песни, таким образом ты освобождаешься от того, что тебя беспокоит. Как по цепочке: как психологи работают, чтобы не оставалось все в тебе самом, в неком осадке. Точно так мы сбрасываем все накопившееся на концертах.
Вообще я считаю, что рок-концерт, это отличный сеанс психотерапии. Люди вдохновенные и воодушевленные выходят после. И это факт.

«Лучший стимул для творчества - это одиночество». Слова одного петербургского поэта и музыканта. Вы согласны с этим высказыванием?

Сергей: Я понимаю, что у нас есть группа. И мы с ними лучшие друзья. Но все равно человек в принципе по сути своей одинок. Что у него есть: семья? Иногда это получается, иногда нет. Друзья – их немного. И из них кто-то близок, а кто-то очень, почти уже родной. Но даже самому близкому человеку не признаешься в том, что тебе страшно, что тебе тяжело. И с этим приходится жить. Потому и к психоаналитикам люди ходят, к чужим, которым можно все рассказать…
Но из нас никто не ходит к психоаналитикам (посмеивается).
Я могу расценивать эту фразу так: очень тяжело творить, когда человек не одинок. Когда ты один, у тебя работаются все песни. Или когда ты с соратниками, которые не мешают тебе излишним креативом. Которые находятся на одной волне и тебя понимают. Но все равно этот в какой-то степени одиночество.

Как уже было сказано, настроение альбома «Сделано в темноте» такое же - «темное». И тут же вы погружаетесь в другой проект и совместно с Николаем творите в «Rotoff» -диаметрально противоположным в эмоциональном плане. Не сложно было переключаться?

- Ну вот наш барабанщик Макс Митенков говорит, что ему, например, тяжело переключаться с разухабистых (Быстрых!, - добавляет Николай), да, с задорных песен из «Rotoff» на такие брутальные вещи «Смысловых Галлюцинаций». Которые играются тяжело, в которые надо вдавливать, вкладывать, отдавать самого себя.

А у меня был процесс полного погружения. Не было времени для особого разглагольствования и обдумывания по этому поводу. Ты просто садишься, выключаешься и начинаешь играть роль, без проблем. Конечно, не сказать, что когда Коля садится и записывает бас в песне «Погружаюсь», он плачет, нет. Сидел с довольной мордой наверняка!,- улыбается и смотрит на Ротова

Не плакал, но внутренне переживал, - отвечает тот.

Сергей: Главное просто получать удовольствие от процесса. Ты точно так же испытываешь радость от красивого лирического момента, как наоборот от бодрого и позитивного. Прилив счастья, который ты чувствуешь при этом, люди потом тоже будут ощущать.

Николай: Ну, актер например. Вот играет он утром комедию, а через два часа у него съемка в какой-то трагедии - в роли самоубийцы. Все это профессионализм! Так же и мы работаем.

Сергей и Олег уходят на следующее интервью, а Николай остается немного рассказать о своем проекте «Rotoff». Жанр композиций музыканты определяют как «поп-андеграунд».

- Итак, формулировка самого жанра пришла немного позже. До «Смысловых Галлюцинаций» я играл в группе «Курара», потом возникла параллельно группа «Ботаники», где мы играли похожие песни, но по-другому немного.
Потом, это связано с песней «Басков не Козел». Когда мы ездили на юбилей «Нашего радио», там Миша Горшенёв сказал эту фразу, которую мы записали. Сначала поржали, а потом решили: давайте запишем песню. Сняли ее на видео 1 апреля два года назад. Не специально, просто так получилось. И вот сделали клип, я его смонтировал. Потом выложили его как такую вот шутку в интернет. Получается, что из такой песни и родился весь проект. Как говорится и пошло-поехало.
А название так сформулировали: «Поп» – это популярное, понятное. А «андеграунд» – это убрать песню из эфира одним метким словом. Веселая песня, а потом – бац, какое-то слово, и уже на «Золотой граммофон» ее не поставить.
Опять же, несмотря на то, что люди в проекте те же самые, это совершенно разные направления. И бывает так, что идя на «Смысловые Галлюцинации», люди настроены думать об жизни, а тут – бац…Но я читаю, что это хорошо – такая другая, упрощенная форма песен, если так сказать.

Итак, проекту уже два года. Сами как скажете по ощущениям - нашелся свой слушатель?

- Это делается ведь через интернет. Кто-то случайно натыкается на них и начинает слушать. Грубо говоря, это не как в шоу-бизнесе: берем определенную сумму и распределяем- это на съемку клипов, а на то, что останется –пишемся…Это такой проект, когда записываются песни самостоятельно, видео снимается на бытовые камеры.

Но проект потихоньку набирает обороты. В прошлом году мы выступали на фестивале Нашествие, и там уже стояла девочка с флагом «Rotoff-наш». Но конечно невозможно нравиться всем. Есть такая часть аудитории, которая данные песни не воспринимает. Но никто не говорит: вот они такие-сякие, ничего не понимают! Нет, конечно.
Все постепенно накатывается, я набираю опыт. Да, пока я не могу сказать, что где бы я ни выходил и не начинал только первый слог – и все уже падали на колени! (смеется).

Но проект «Rotoff» показал: не надо сетовать на отсутствие финансов, режиссера и т.д. Ведь у нас большинство материалов отснято самостоятельно. Где-то Олег снимал, где-то Костя.
Все делается самими, и это хороший урок. Когда мне впервые пришлось монтировать «Басков не козел», я освоил простейшую программу «I movie». Хотя до этого я снимал какие-то ролики, то теперь здесь уже надо было попадать картинкой в музыку. И я сидел долго, ровно или криво, но все-таки это в итоге получилась такая нормальная работа.
Все надо делать самим, ни на кого не надеяться – такой философский итог, скажем так. (улыбается).

Проект долгоиграющий, надеемся?

- Ну, уже есть какие-то новые песни. Хотя пока надо с первым альбомом разобраться. Вот программа, которая сегодня прозвучит на концерте – она фактически премьерная. Потому, что последние несколько недель репетировалась. У меня день рождения 28 марта весь прошел на репетиционной базе.
Репетировали, потом сделали перерывчик, перекусили-выпили, и продолжили работать.

Вот и подарок такой сами себе сделали!

- Да, это точно. Надо же оставить так сказать след в истории. (смеется). Да вообще у меня в жизни в конце марта и в начале апреля всегда происходят какие-то важные события в жизни.

Николай, а вы сами можете отнести себя к разряду эпикурейцев?

- Ну, я считаю, что надо жизнь проживать радостно не без причины. Если я пою веселые песни, это не значит, что я постоянно ржу. Типа: О, щас Колян придет, будем все ржать! (смеется). Нет, конечно. Я нормальный человек, у меня и проблемы также. Но в последнее время думаю, что к ним надо относиться не то, что легко, просто пытаться решать их с некой долей юмора. Потому, что загрузить себя очень легко. Особенно творческий человек может себя так разогнать, что из любой ерунды будет раздувать катастрофу. И займется самоедством. Начнет жалеть себя и жаловаться: «Эх, если бы у меня… вот, а моя жизнь-то не складывается!», - театрально закрывает лицо и плачущим голосом произносит.
Ведь у каждого понимание проблемы разное. У кого-то, например, зарплата в 5000 рублей, он ее получает и думает: «Ну, слава Богу!». А у кого-то миллионы, и ему живется так паршиво…

Есть разные ситуации, в которых не дай Бог оказаться, где ты уже не будешь ржать, конечно. Но ценить моменты жизни надо.
Кстати, по-поводу негативных моментов: мы все срываемся иногда, злимся, ругаемся. Если вдруг представить на секунду, что ты нагрубил кому-то, наорал, психанул - а это последний час твоей жизни. Неужели хочется остаться в памяти других людей человеком, который так себя вел?

Идеологическая составляющая проекта понятна. А что повлияло на звучание?

На музыкально звучание повлиял продюсер Сергей Бобунец. Это его большая заслуга – звучание и подача. Ну, а канва была понятна с 1 апреля. Мы стали отталкиваться от электронной простоты - в хорошем смысле этого слова, чтобы придать такое модное звучание.

На мой взгляд, особенность песен и ценность проекта – умение подшутить и никого не обидеть при этом.

- Спасибо, вы первый человек, кто это мне сказал. А, нет, первый сказал Олег, – поворачивается к директору, который вновь присоединился к нам. Ну, это хорошо, что так получилось. Зачем же нужно зло шутить? Вот в моих глазах разве зло? В них – добро. Знаете, как Кот из «Шрека»,- делает выражение глаз, какими смотрел персонаж мультфильма в одном памятном эпизоде.

Прямо на обложку альбома надо такую фотографию!

Николай: Да, мы в принципе так на обложку и хотели, - смеется.

Олег, а каким показался вам альбом как для лирика и поэта?

- Ну, поэзию я сам не очень люблю. Хотя занимаюсь написанием текстов песен «Смысловых Галлюцинаций». Но опять же, не злоупотребляю этим: не страдаю графоманией.

Если говорить об альбоме, мне кажется, что это забавно. Меня, во всяком случае, всегда улыбало то, что приносил Коля. А на что надеяться, кроме как на свое ощущение и мнение? Я доволен тем, что наконец это свершилось, что вышел альбом. Потому, что он уже давно был запланирован. Мало того, думали, что нам трудно будет заинтересовать выпускающие компании. Рассчитывали на то, что просто выложим песни в интернет. А мы не только заинтересовали этим проектом какую-то одну музыкальную компанию, там даже развернулась здоровая борьба, не резня, кончено, но скажем так партнерство – и диск вышел сразу от двух выпускающих компаний.

Вот, сейчас получим этот альбом и выдохнем спокойно: все, мы это сделали. А впереди в мае выйдет альбом "Смысловых Галлюцинаций" «Сделано в темноте». Ну и весна же выдалась!

© Источник Автор текста: Глаша Померанец

02.06.2011 в 22:58:13 | salamander | Интервью | 868
Комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]