Статьи
Разговор с Лагутенко после кругосветного турне

Вернувшись из кругосветного плавания на паруснике "Седов", лидер группы "Мумий Тролль" Илья Лагутенко организовал рок-фестиваль V-Rox во Владивостоке и выпустил новую пластинку. Накануне выхода альбома "SOS матросу" музыкант рассказал корреспонденту РБК Александре Федотовой про китайский рок, конспирологическую экономическую правительственную технологию "Пробки", кругосветку и свободное распространение музыки.

У группы "Мумий Тролль" много песен морской тематики, последний альбом записан на борту барка "Седов", на котором Вы совершили кругосветку. Откуда такая любовь к морю?

Я вырос у моря - во Владивостоке. С четвертого этажа нашего пятиэтажного дома открывался вид на порт. В какой-то мере это предопределило мое сознание, потому что порт живет 24 часа: огоньки мигают, корабли приходят и уходят, что-то ремонтируют - все время идет жизнь, которая настраивает на думы, что происходит с этими кораблями, когда они уходят, откуда они приходят. Очень простое объяснение.

Что было самым сложным во время путешествия?

Самым сложным, наверное, было убедить товарищей, что и им это нужно, а не только мне. Сложности были в каждом порту с администрированием наших идей: как организовать концерт, как сделать что-то большее, чем просто выступление. Экипаж корабля был благодушен к нашему на нем пребыванию, как и Росрыболовство, которое управляет этим судном. Но все дальнейшие хозяйственно-административные функции, связанные с деятельностью группы "Мумий Тролль", в каждом из портов нам приходилось брать на себя. Это была задача не из простых. Я примерно понимал, как все это делается, все строится на коммуникации с людьми непосредственно на месте. Кто-то был более сговорчив, кто-то менее, были какие-то политические вещи. Например, заход в Сан-Франциско, где мы планировали красиво начать наше североамериканское турне, из-за истории с хасидской библиотекой был заменен на Форт-Росс. Кроме того, "Седов" имеет историю арестов в западных портах, например небезызвестная история с Noga (в 2000г. швейцарская компания Noga из-за долгов российского правительства добивалась ареста "Седова" на международном шоу во французском Бресте. - Примеч. РБК). Нужно было об очень многих нюансах задумываться, не только о себе.

Сколько концертов дали за время плавания?

Мы дали концерты в Финляндии, Германии, Японии, Корее, Китае, Сингапуре, Гонконге и Южной Африке. Где-то было одно, где-то два-три выступления - достаточно, чтобы были какие-то воспоминания и киноматериал, который и был главной задачей нашего пребывания на борту.

Все эти истории с написанием нового альбома в море - это, конечно, красиво, можно друг друга убедить, что это необходимо, но по факту, когда ты будешь потом слушать песню, только у тебя как у автора возникнут какие-то воспоминания о морском путешествии. Хотелось бы, чтобы те, кто не был с нами в этом путешествии, могли разделить наши впечатления, для этого нужно какое-нибудь документальное подтверждение. Например, запечатлеть это на кинопленку.

Изначально была идея сделать что-то вроде познавательной передачи в духе канала Discovery, но потом появилась уверенность, что из этого может получиться интересный художественный фильм.

И сценарий есть?

Да, мы решили написать сценарий. Я советовался, рассказывал об этом знакомым, которые не понаслышке знакомы с киноиндустрией. Один из гуру кино - Тимур Бекмамбетов - сказал: "Ты, Илья, должен определиться в жанре, в котором делаешь фильм. Может, даже моя дистрибьюторская компания возьмет его для распространения". Я спросил, что он имеет в виду: то, что раньше писали на видеокассетах (триллер, эротика, комедия)? Он ответил, что примерно так, потому что для кинотеатров важно это понимать. "Музыкальных фильмов не так много предлагается на рынке, так что тебе флаг в руки", - сказал он, и я решил, что у нас будет, не побоюсь этого слова, музыкальная приключенческая "комеди-драма" о путешествии.

Вы сами писали сценарий?

Мы написали его вместе с режиссером фильма. Режиссер Дэнни Драйсдейл - американец по происхождению, раньше снимал только документальные фильмы о группах в пути и видеоклипы. Наверное, лучше всего у нас знают его клип для группы The Killers про пустыню. Мы задали какие-то вехи и более-менее следовали этой истории. Сейчас огромное количество материала пытаемся перевести в фазу монтажа.

То есть замахиваетесь по-крупному.

Почему нет? Я считаю, что замахиваться всегда надо по-крупному, а дальше - уже как получится.

Вы принимали участие в жизни корабля: драили с остальными палубу, поднимали паруса?

В каких-то активностях я участие принимал - больше для самообразования, нежели по корабельной необходимости. Потому что командный состав корабля проявлял самые теплые чувства по отношению к нам, и если бы мы захотели, нас бы освободили ото всех обязанностей - просто ради того, чтобы мы составили компанию в кают-компании. Но были какие-то вещи, которые мне было интересно узнать, понять, как они работают. А палубу в свое время я намыл достаточно - когда проходил службу на Тихоокеанском флоте.

Расскажите об альбоме, который там записали.

Записали альбом, он выйдет 25 августа. Называется "SOS матросу". На нем будет десять песен, созданы десять вариантов обложек, которые сами по себе являются художественным проектом. Наш тур будет сопровождаться художественными выставками, потому что каждая обложка альбома - самостоятельная работа, которая является плодом особой компиляции всех желающих принять участие в этом процессе. Тур у нас начнется с выступления во Владивостоке (презентация альбома состоится 24 августа на фестивале V-Rox. - Примеч. РБК) и закончится концертами в Санкт-Петербурге и Москве в декабре.

В описании альбома говорится, что это ностальгическая дань уважения русскому року.

Я привык перед тем, как начинать работу над очередной пластинкой, определять для себя некую концепцию. В этот раз, может быть, не особо подумав, но исключительно из любви к жемчужинам русского рока я сказал, что, наверное, десятый альбом уже можно посвятить тем самым жемчужинам русского рока, которые для меня находятся где-то в 80-х. Это время, когда группа "Мумий Тролль" только зарождалась, были написаны первые песни. Я до сих пор считаю, что это золотые годы русского рока, там осталось много очень интересных с музыкальной точки зрения альбомов. Многие из этих альбомов - современны. Я знаю много молодых людей, которые родились в 80-х и 90-х гг. и слушают сейчас эти работы, считая, что это современные группы.

Было время больших студий, больших возможностей, а теперь технологии настолько шагнули вперед, что любому человеку доступен процесс звукозаписи и опубликования музыки.

С творческой точки зрения, сегодняшние процессы очень схожи с теми, которые происходили в 80-х гг. Нишевое творчество. Ты играешь для себя и своих друзей, а потом (сегодня - благодаря интернету, в 80-е - благодаря переписи с пленки на пленку) эта музыка находит или не находит отклика, как принято говорить, в сердцах слушателей.

Я же историк по образованию, кроме того, востоковед-африканист, поэтому пытаюсь историческими закономерностями завязывать собственную деятельность по отношению ко всему остальному.

Может ли сегодня появиться группа, которая будет по популярности сравнима с вами в конце 90-х - начале "нулевых"?

Может быть все что угодно. Только какие-то объективные процессы, происходящие в звукозаписывающем бизнесе сегодняшнего дня, не очень пестуют идею одной большой рок-группы.

Сегодня не принято думать мерками одного большого, которое вместит в себя все. Наоборот, пришло время, когда расцветают 100 цветов, и именно это всем нравится. Наверное, это будет период искания.

Сейчас все возможно, все доступно информационно. Мы можем оглянуться и посмотреть, что делается на Западе, но и там сейчас не время одного большого артиста.

Время Элвиса Пресли и Майкла Джексона закончилось со смертью Майкла Джексона.

Есть какие-то искусственно создаваемые феномены, но они зиждутся на очень тесной работе с маркетологами и корпоративной индустрией, которая не имеет особого отношения к музыке.

Если мерить цифрами, возможно, какой-нибудь Jay Z добился больших успехов со своим брендом и ему подконтрольными, но он не является в нашем понимании тем, чем должен быть один большой исполнитель. Пока смотрим, что происходит, и фиксируем.

Музыка все больше уходит в интернет, диски отмирают, и исполнители пытаются защитить свои права. Как Вы относитесь к этим процессам, антипиратским инициативам?

Определенные продажи носителей есть. Вчера с удивлением в одном из специализированных музыкальных изданий я прочитал, что продажи компакт-кассет только за прошлый год выросли на 47%. Люди до сих пор покупают виниловые пластинки, кассеты и компакт-диски, и для небольших артистов это является хорошей подмогой. Но в грандиозном потреблении музыки интернет перераспределил много вещей. Я как автор и исполнитель руками и ногами отстаивал бы защиту интеллектуальной собственности.

Идея, что то, что я придумал один раз, работало бы еще сотни лет на меня и мою семью, - это замечательно. Но, судя по всему, большая часть населения земного шара, которая не вовлечена в процесс созидания, а участвует только в процесс потребления, думает, что это должно быть доступно, свободно и легко обмениваться.

На сегодняшний день есть интересная научная теория: послабления в защите авторского права, наоборот, двигают творческий процесс. Ты не зацикливаешься на готовых вещах, а склонен что-то придумывать. Говорят, что в скором времени отсутствие технологий для защиты интеллектуальной собственности приведет к тому, что большие герои музыки и кино не будут получать супербарыши, все придет к каким-то обыденным вещам. Такая ситуация отфильтрует тех, кто действительно хочет заниматься музыкой или кино, от тех, кто делает это ради денег, такие люди уйдут туда, где больше деньги есть. Так устроен этот мир.

Я об этом всегда разговариваю с молодыми музыкантами, новыми группами, которые жалуются на то, что не могут выжить музыкой по тем или иным причинам. Выживают только те, кто не останавливается и пытается продолжать заниматься тем, что нравится. И я нахожусь в этой же позиции. Мне так нравится заниматься тем, чем я занимаюсь, что я готов жертвовать какими-то материальными благами.

В скором времени отсутствие технологий для защиты интеллектуальной собственности приведет к тому, что большие герои музыки и кино не будут получать супербарыши. Такая ситуация отфильтрует тех, кто действительно хочет заниматься музыкой или кино, от тех, кто делает это ради денег, такие люди уйдут туда, где больше деньги есть. Так устроен этот мир.

Поэт в России - всегда больше, чем поэт, и от него ждут проявления какой-то гражданской позиции. Вы следите за политическими событиями последнего времени?

Я стараюсь не следить.

У меня часто спрашивают какие-то комментарии по поводу событий, которые не имеют ко мне отношения. Мне кажется, чем дольше мы это обсуждаем, даем комментарии, тем дальше отдаляемся от решения первоочередных задач.

Вчера я вывел собственную теорию. Каждый день жизни москвичи жалуются на пробки, а переехать в другой город они не хотят. Пробки - это государственная технология. Все едут в Москву для трудоустройства, есть стереотип, что здесь работы больше и платят больше, не знаю уж - за труд или так просто. Ты приехал на работу, а потом попал в пробку.

У тебя ни на что не остается свободного времени, только работа и пробки, то есть ты не участвуешь ни в каких общественных делах, потому что стоял в пробке. Когда ты доехал домой, можно поорать на своих родственников и на этом успокоиться.

Конспирологическая и экономическая теория получается.

Я считаю, что пробок будет больше. Чем будет больше денег, тем больше будет пробок.

Вы можете представить ситуацию, что что-то происходит в стране - и Вы выходите на Болотную площадь?

Я могу представить ситуацию, когда Илья Лагутенко выходит в открытый океан, но не идет толкаться на площадь. Не хочу идти на площадь.

В 1983г. песню "Новая луна апреля" признали социально опасной (в песне есть слова "Новая луна апреля осветила небосвод, но мы ей уже не верим, нам она ничего не несет", а как раз на апрель было назначено очередное заседание ЦК КПСС), а сейчас происходят подобные курьезы?

Полно курьезов, потому что полно идиотов - их в принципе больше. Так устроена наша жизнь.

Хочешь устроить свою собственную жизнь - устраивай так, как тебе видится. И, может быть, ты устроишь ее сначала для себя, потом для своих друзей и знакомых. Об этом удобно судить сегодняшними мерками социальных сетей. У тебя растет число друзей и последователей, и когда их количество превысит число тех, кого ты не считаешь друзьями и чью точку зрения ты не разделяешь, ты выиграл.

А Вы пользуетесь социальными сетями?

Я пользуюсь ими для дела. Группы "Мумий Тролля" - это определенный двигатель торговли нашего музыкального продукта. А я лично не значусь в сетях. Не из-за того, что у меня по поводу этого есть какие-то предрассудки, а из-за того, что у меня не хватает ни времени, ни желания, да я и не вижу необходимости.

Последователей, которых я хотел набрать, я набрал не социальными сетями, теперь остается только это поддерживать.

Несколько лет назад был составлен рейтинг самых влиятельных российских рок-групп, и "Мумий Тролль" был в десятке. Что изменилось благодаря вашей группе?

Понимание, что можно что угодно сделать не только с этой музыкой, не только с музыкой в этой стране. Можно рассчитывать на совершенно непредсказуемые дивиденды. Я вам честно скажу, начиная игры в рок-группу в 1983г., я совершенно не представлял, что у меня есть потенциал оказывать влияние на следующее поколение музыкантов. Оказалось, что лиха беда начало.

Расскажите про организуемый Вами фестиваль Vladivostok Rocks (V-Rox) во Владивостоке, который стартует со дня на день.

Идея витала в воздухе несколько лет, и связано это исключительно с географическим положением Владивостока, который находится на стыке совершенно не рок-н-ролльных культур: России, Кореи, Китая и прочих тихоокеанских государств. Прошли годы, и в связи с экономическим ростом отдельных территорий оказалось, что культурный вектор молодежных движений сдвигается. Про нашу страну мы все хорошо и так знаем: все теории и практики, откуда ноги растут.

В Китае в 70-80-х гг. никто не слушал рок-музыку. Там не было рок-андеграунда, у их поколения 30-40-летних нет ностальгии по рок-музыке: по Deep Purple и Nazareth они не плачут, как мы, потому что у них этого в принципе не было, у них была культурная революция, большой скачок, они были в изоляции от остального мира. Но резкий подъем, рост больших городов и благосостояния привели к тому, что определенные ростки той самой западной культуры дали очень интересные плоды в течение нескольких лет. В том же Китае теперь есть рок-сцена и очень интересный рынок для рок-музыки. То же самое в Корее, которая переплюнула по цифрам музыкального бизнеса все остальные страны мира.

Наши страны находятся в одинаковом, интересном, положении, когда вроде есть свой локальный рынок, но нет исторической принадлежности к индустрии развлечений. Условно говоря, такие страны, как Россия, Китай, Сингапур и даже дальше - Южная Африка (я как африканист знаю), раньше не стояли на картах международных гастролей.

А в Южной Африке в 70-е гг., в разгар апартеида, рок-музыку называли коммунистической, а у нас - гнилым западом. У нас все примерно одинаково. И мне показалось, что всех этих людей нужно собрать вместе, а лучшего места, чем Владивосток, не найти.

Для российских музыкантов это дорога на мировой рынок, но не с западной стороны, а с восточной. Если на Запад нужно долго толкаться, то ключ от Востока у меня в руках - могу поделиться.

Все сейчас пытаются выйти на азиатский рынок, это процессы, которые лежат на поверхности, я тут ничего не придумал. Есть определенные культурно-политические нюансы, например у корейцев с китайцами есть проблемы в общении, хотя, на наш взгляд, они выглядят одинаково. Но все друг в друге заинтересованы. Если не Владивосток, таким местом может стать Пусан в Южной Корее, но тогда там все обойдется без России.

Идея V-Rox состоит не только в том, чтобы продавать билеты на большой концерт, чем является большинство фестивалей мира, V-Rox - это международный смотр талантов. Там нет составляющей конкурса, это больше творческая лаборатория, где музыканты могут друг на друга посмотреть, чему-то поучиться, сравнить, предложить себя конкретным деятелям шоу-бизнеса. Поэтому я открываю сцены различных жанров и стилистик, но не в меньшей степени веду переговоры непосредственно с людьми, которые являются двигателем индустрии: организаторами фестивалей, агентами, представителями независимых звукозаписывающих компаний, владельцами клубов от Сингапура до Хабаровска. Хотя уже есть большой интерес и со стороны некоторых европейских деятелей.

Не знаю, насколько быстро мы сможем эту махину привести в действие. Пока мерю обычными мерками - 5-10 лет до того времени, когда мы сможем подводить итоги.

Насколько азиатские исполнители будут интересны, например, нашим слушателям? Не станут ли помехой языковой барьер и разница менталитетов?

Дело не в том, насколько потенциально что-то интересно. Потенциально есть люди интересующиеся и вовсе не интересующиеся. Если мне лично интересно, имеется ли рок-н-ролл на кхмерском языке, есть грандиозное количество людей, которым ничего не интересно. Мы все их знаем, и героев нашей сцены мы тоже все знаем.

Но если мы не подумаем, чем те, кто не интересуется, будут кормиться завтра, можно получить еще более плачевную ситуацию, чем есть сегодня, и кто-то это сделает за нас.

Корейская "Фабрика звезд" выходила примерно в то же время, что и в России, но при этом там удалось построить индустрию музыкального экспорта в 10-12 млрд долл. Это как Абрамович со всеми своими природными богатствами.

На пустом месте. Не далее как несколько месяцев назад я был свидетелем такой ситуации: на выступления корейских поп-певцов на большой арене Лос-Анджелеса, где, кроме баскетбола, проходят концерты таких звезд, как Брюс Спрингстин и Red Hot Chili Peppers, билеты были раскуплены за три дня. И это не потому, что там большой "корея-таун". Сколько миллиардов просмотров уже набрал клип PSY? Это все звенья одной цепи. Это не потому, что я завидую этой ситуации, это объективная реальность, и я считаю, что лучше в нее сейчас вписаться. Иначе будет поздно. Не мне будет поздно, а тем, кто сегодня начинает.

Я в данном случае нахожусь в положении Брюса Спрингстина и Рода Стюарта. Технология у нас одна: мы набрали себе поклонников еще до того, как начался век интернета.

Вы постоянно раздвигаете границы, совершаете какие-то окологероические поступки: в кругосветку сходили, в Книгу рекордов Гиннесса попали, в кратере действующего вулкана спели. Какие еще планы?

То, как я живу, я сравниваю в большей степени не с жизнью моряка, который уходит на корабле, а потом возвращается, потому что работает все равно на какое-то пароходство, а с жизнью серфера. Сидишь, ждешь волну, потом волна приходит, на гребне ты можешь удержаться, можешь упасть, можешь еще погрести. Это бесконечный процесс, который никогда не заканчивается.

Один известный журнал занимается тем, что составляет "Правила жизни" разных известных персонажей. А как бы Вы сформулировали собственные правила жизни?

Не знаю. Я очень неумело могу определить несколько пунктов, а потом им не следовать. Я не могу ставить себя в какие-то очерченные рамки, тем более когда занимаюсь творчеством.

То есть действуете по вдохновению?

Вдохновение и какие-то общепринятые моральные ценности.

Какая песня "Мумий Тролля", по Вашему мнению, могла бы лучше всего описать нынешнее время?

Я пишу все песни, описывая сегодняшнее время, и неважно, сочинил я их в 12 лет или в другом возрасте. "Алло, Попс, скажу я, не таясь, алло, Попс, я выхожу на связь" - в принципе ничего не устарело.


27.08.2013 в 00:42:00 | salamander | Интервью | 336 | Источник материала
Комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]