Статьи
Хиппи

Хи́ппи (англ. hippy или hippie; от разг. hip или hep, — «понимающий, знающий» (hipster — старое название субкультуры поклонников бибопа) — философия и субкультура, изначально возникшая в 1960-х годах в США.

Расцвет движения пришелся на конец 1960-х — начало 1970-х годов. Первоначально хиппи протестовали против пуританской морали некоторых протестантских церквей, а также пропагандировали стремление вернуться к природной чистоте через любовь и пацифизм. Один из самых известных лозунгов хиппи: «Make love, not war!», что означает: «Распространяйте любовь вместо войны!» или «Занимайтесь любовью, а не войной!».


История

В 40-х — 50-х годах XX века в США среди представителей «бит-поколения» существовал термин хипстеры, обозначавший джазовых музыкантов, а затем и богемную контркультуру, которая формировалась вокруг них. Культура хиппи 60-х развилась из бит-культуры 50-х параллельно развитию рок-н-ролла из джаза.

Первое использование слова «хиппи» зафиксировано в передаче одного из нью-йоркских телеканалов, где этим словом была названа группа молодых людей в майках, джинсах и с длинными волосами, протестующих против вьетнамской войны. В то время было популярным сленговое выражение «to be hip», означавшее «быть в курсе», «быть „мировым"», а нью-йоркские сторонники контркультуры из Гринвич-Виллиджа назывались «hips». В данном случае телевизионщики использовали слово hippie уничижительно, намекая на претензии намеренно плохо одетых демонстрантов, пришедших из пригородов Нью-Йорка, быть hips.

Началом движения хиппи можно считать 1965 год в США. Основным принципом субкультуры являлось ненасилие (ахимса). Хиппи носили длинные волосы, слушали рок-н-ролл (в особенности «I’ve Got You Babe» Сонни и Шер), употребляли наркотики (главным образом марихуану, но также гашиш и ЛСД), жили в коммунах (самые известные ныне коммуны находились в Хайт-Эшбери, районе Сан-Франциско, позже в Дании — Свободный город Христиания), путешествовали автостопом, увлекались медитацией и восточной мистикой и религиями, главным образом дзэн-буддизмом, индуизмом и даосизмом, многие из них были вегетарианцами. Имели так же место «Jesus movement» и «Jesus Revolution» (рок-опера Иисус Христос — суперзвезда — 70г.). Поскольку хиппи часто вплетали цветы в волосы, раздавали цветы прохожим и вставляли их в оружейные дула полицейских и солдат, а также использовали лозунг «Flower Power» («сила», или «власть цветов»), их стали называть «детьми цветов».

Пик популярности движения пришёлся на 1967 год (так называемое «лето любви»), когда были выпущены неофициальные гимны хиппи — A «San Francisco (Be Sure To Wear Some Flowers In Your Hair)» (автор — Джон Филлипс из The Mamas and the Papas, исполнялась певцом Скоттом МакКензи), «All You Need Is Love» и «She’s Leaving Home» The Beatles. Музыкальной проекцией движения стала психоделическая музыка. В 1967 году в Нью-Йорке состоялась премьера психоделического мюзикла «Волосы», участники которого появлялись на сцене обнажёнными: с движением хиппи связана популяризация нудизма.

В 1970-х годах движение хиппи начало терять популярность. Кроме того, отношение к этому движению резко изменилось в Америке после совершения серии убийств членами коммуны (так называемой Семьёй) Чарлза Мэнсона в конце 1960-х годов и трагедии в Альтамонте на концерте The Rolling Stones. Повзрослев, многие хиппи приняли общественную мораль. Новое поколение бунтарей больше принимало панк-мировоззрение.

Несмотря на закат хиппи-движения в мировом масштабе, его представителей до сих пор можно найти во многих странах мира. Идеи хиппи, казавшиеся в 70-е годы консервативным обывателям утопическими, вошли в менталитет современного человека.


Стиль одежды

Стиль хиппи складывается из повторения уже классических форм. Узкие женские брюки в полосочку, джинсы с многоцветной вышивкой, длинные сарафаны с завышенной талией из почти невесомой тонкой ткани, кажущейся слегка застиранной от долгого употребления, топы из легкой ткани в мелкий пестрый рисунок (с геометрическим или растительным орнаментом) с целомудренным вырезом под горлышко и открытыми плечами.

Особые ткани и их невообразимое смешение. Бесценное кружево ручной работы может органично сочетаться здесь с палестинским национальным платком, а золотая парча - с длинной замшевой бахромой. Небрежно связанные крючком вещицы из пестрых толстых нитей.

Стиль хиппи имеет очень много трикотажных моделей (полностью или с использованием элементов трикотажа). Но в стиль хиппи с его призывом к натуральности и естественности во всем именно трикотаж и именно имитирующий ручную вязку становится одним из ведущих элементов.

Чем больше аксессуаров, тем лучше и стильнее, если можно так выразиться. Разнообразные бусы, шнурочки, веревочки, кожаные плетеные пояски, кожаные и замшевые ремни с плетениями, аппликации, вышивка, кружево.

Стиль хиппи очень эклектичен, он собрал в себя элементы одежды очень многих народов. Здесь проявляются восточные и индейские мотивы.

Стиль хиппи вполне доступен и при небольших средствах позволяет выглядеть модно и стильно. Среди обязательного набора хиппи-вещей - женские джинсы с вышивкой, оригинальные пояса, пестрые кофточки и топики, плетеная или лоскутная большая женская сумка, открытые сандалии или шлепанцы на босу ногу, туника или длинное тонкое платье с высоко поднятой талией.



Музыка

Музыка помогала хиппи самовыражаться эмоционально, духовно, политически. Музыка может утверждать, давать голос движению и даже объединять. В то время как хиппи исследовали свой внутренний мир, музыка вела их в поиске смысла. От музыки можно улететь даже без наркотиков. А с наркотиками, просто предположим, музыка может стать религиозным опытом.

Чтобы показать влияние музыки, как социального феномена, нам придется вернуться назад во времена до появления хиппи, к движению за социальные права. Перенесемся прямо к песне «Мы должны преодолеть», которую пели демонстранты. Уатт Ти Уолкер, вместе с Мартином Лютером Кингом младшим, сказали о ней:

«Навряд ли кто-нибудь сможет описать ту энергию и те эмоции, которые пробудил этот гимн по всему Югу. Я слышал, как его пели на демонстрациях, когда тысячи голосов слились в один. Я слушал, как его тихо пели несколько человек на заднем дворике тюрьмы на Миссисипи. Я слышал, как его пела старая женщина по дороге на работу в Элбани. Я слышал, как его пели студенты, когда полиция тащила их в тюрьмы. Мощь этой песни неописуема. Она проявляет богатое наследство музыкальной литературы, которое служит, чтобы слить воедино душу и тело для тех лучших дней, которые уже не за горами».

Так что в начале шестидесятых музыка превратилась в нечто большее, чем просто развлечение. Теперь это была музыка с посланием. И те послания, которые пели наши поэты, помогли нам определиться с важнейшими вопросами и событиями, которые касались всех нас. Они побуждали нас действовать. Эти песни оказывали влияние на сознание не только хиппи, но и всего общества в целом. Тем или иным способом они проникали в самую душу, заставляя нас думать, мечтать и чувствовать себя единым народом.

Музыканты указанные ниже послужили вдохновением для разнообразной музыки, созданной позже. Такой как хэви метал, панк, диско, рэп, хип хоп и техно. Многие величайшие музыканты из этого списка посвятили всю свою жизнь тому, чтобы делиться своей музыкой с миром. Они, каждый по-своему, затронули миллионы людей.




Символика

Культура «хиппи» имеет свою символику, признаки принадлежности и атрибуты. Для представителей движения хиппи, в соответствии с их миропониманием, характерно внедрение в костюм этнических элементов: бус, плетеных из бисера или ниток, браслетов («фенечек») и прочее, а также использование текстиля окрашенного в технике «тай-дай» (или иначе — «шибори»).

Примером могут служить так называемые фенечки. Эти украшения имеют сложную символику. Фенечки разных цветов и разных узоров обозначают разные пожелания, изъявления собственных музыкальных предпочтений, жизненной позиции и т. п. Так, чёрно-жёлтая полосатая фенечка означает пожелание хорошего автостопа, а красно-жёлтая — признание в любви. Следует отметить тем не менее, что эта символика трактуется в разных местах и тусовках произвольно и совершенно по-разному, и «хиппи со стажем» не придают ей никакого значения. Распространённые тексты типа «Значения цветов в фенечках» считаются уделом т. н. «пионеров» (то есть начинающих) и в среде «олдовых», как правило, вызывают ироническую реакцию.

Российская исследовательница молодёжных движений Т. Б. Щепанская установила, что «системная» символика напоминает голограмму — даже из небольшой её части, как из семечка, вырастает всё богатство неформальной культуры.


Современность

В настоящее время в России существует несколько творческих объединений хиппи:
Арт-группа «Фризия» (старейшая в Москве, художники).
Творческое объединение «Антилир» (Москва).
Ассоциация музыкантов «Время Ч» (Москва).
«Коммуна на Пражской», Москва (занимающаяся сетевым хиповым домом, она же fnb-хиппи-группа Magic hat).

Хиппи входят в состав fnb-групп Челябинска, Владивостока, Питера, Москвы и др.

Существенным элементом, сохраняющим связь людей внутри субкультуры, являются также традиционные собрания хиппи. Одно из самых крупных в настоящее время в России — это «российская Радуга», возникшая в начале 1990-х по мотивам традиции en:Rainbow Gathering, появившейся в конце 60-х и восходящей к американским хиппи. Еще пример массового стихийного собрания — летнее собрание неформалов вблизи водопада Шипот на Украине. Традиционными стали также ежегодные встречи хиппи в Москве 1 апреля «на Гоголях», и 1 июня — в Царицынском парке.

В настоящее время тусовки на улицах не имеют такого значения, как в былые времена, и являются скорее временным прибежищем для совсем молодых хиппи. Кроме того, они сильно дифференцированы и разбавлены представителями иных субкультур, включая всевозможных готов, эмо, байкеров и пр. Сейчас же жизнь современного состояния субкультуры — это круг близких друзей, или «неформальные» кафе/клубы как места встречи. Также большое значение играют интернет-сообщества, в частности, ЖЖ (ранее — фидо-конференции, в частности, знаменитая фидошная эха Hippy.Talks, видимая в иерархии Релкома как fido7.hippy.talks). Такое перенесение акцентов хиппи-культуры с уличных тусовок в сеть вызвало к жизни термин киберхиппи.

Cимволика и культура хиппи послужили основой для многих других отечественных молодёжных субкультур (разговорные языки готов и рэперов, например, представляют из себя творчески искажённый хипповый сленг). Ролевики носят фенечки (иногда с «закосом» под «олдовых хиппи»), придавая им порой совершенно иной, нежели подразумевают традиции хиппи, смысл и ценность.

Сленг хиппи (напр. «хайратник») используются в ролевых играх как отдельные термины. В субкультурах-наследниках хиппи сохраняется и термин «хипповать».


21.08.2011 в 22:42:55 | salamander | Субкультуры | 7895
хипстеры, хиппи, хипстер
Рейтинг: 0.0/0
Комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]